История


a_President_RKАэропорт Астана – сегодня является одним из современных аэропортов на евразийском континенте, история которого берет свое начало с 1930 года, когда в 3-х км от г. Акмолинск, ныне Астана, был построен аэропорт. На территории его находилось поле в виде квадрата для взлета и посадки самолетов, саманный вокзал — 8 комнат с небольшим залом, домик для пилотов из двух комнат, подвальное бензохранилище, а так же саманная маслогрейка (для подогрева масла и воды).

С 1 декабря 1931 года началось регулярное воздушное сообщение между Семипалатинском и Акмолинском (День образования предприятия). В период паводков аэродром закрывался. Средством сообщения между городом и аэродромом была телефонная связь, паром (моста через Ишим не было), пешеходная тропа.

В первые годы воздушное движение носило эпизодический характер, в расписании указывалось: “Вылет самолета в понедельник утром” или “в среду с восходом солнца”.Перевозка пассажиров, почтовых грузов осуществлялась на самолетах: К-4, К-5, ПР-5, П-5,П-2.

В 1934 г начались регулярные полеты по трассе:

1.Алма-Ата-Бертрас-Караганда-Акмолинск-Атбасар-Кустанай-Свердловск.

2.Караганда-Петропавловск-Кургальджино-Акмолинск-Жана-Арка-Пресновка.

В начале 1946 года в аэропорт Акмолинск на постоянное место базирования прибыло первое звено самолетов ПО-2. Звено принадлежало Карагандинскому авиапредприятию.

Для перевозки пассажиров, почты открываются трассы: Акмолинск — Кургальджино — Жолымбет — Ак-Су — Бугумбай — Бестюбе — Астраханка — Балкашино — Благодатное (населенные пункты Акмолинской области). В 1946 году были организованы службы перевозок в составе 2 человек. В 1946 году авиация начала обслуживать народное хозяйство — санитарную авиацию. В конце 1947 – начале 1948 года на базе Акмолинского аэропорта формируется звено из 3-х приписных специалистов ПО-2, которое входило в состав авиаотряда, базирующегося в Караганде. Аэропорт Акмолинск оснащается по тем временам современным оборудованием, расширяется строительство — выстроен финский домик для радиостанции, три саманных домика и гараж. Штат обслуживающего персонала возрос до 40-50 человек. Аэропорт начинает принимать кроме легких типов самолетов и тяжелые — ЛИ-2. После удлинения ВПП в 1951 году в мае месяце впервые приземлился самолет ИЛ-12, а позднее ИЛ-14. На базе звена в 1954 г. была образована авиаэскадрилья. Самолетный парк пополнился самолетами ЯК-12, АН-2. В 1956 году аэропорт Акмолинск переходит на круглосуточную работу.

9 Мая 1959 года был организован Акмолинский объединенный авиаотряд. В 1959 году Акмолинскому объединенному авиаотряду дополнительно были выделены самолеты АН-2, что позволило резко увеличить сеть местных воздушных линий.
16 октября 1960 года Акмолинскому аэропорту был присвоен третий класс.

В 1961 году были получены первые приписные самолеты ЛИ-2,которые начали регулярный полет по трассам на Степногорск и Кустанай.

 

4 ноября 1963 года аэропорт Целиноград, бывший Акмолинск,принял первый самолет ИЛ-18 в новом аэропорту в 18 км от города.

Регулярные рейсы на самолете ИЛ-18 были начаты с декабря 1963 года. Аэровокзальный комплекс был еще в стадии строительства, поэтому аэровокзалом служило приспособленное 2-этажное здание нынешней МСЧ, где была расположена служба Управления воздушным движением.

 

28 февраля 1966 года принят в эксплуатацию новый аэровокзал, а в июне того же года все службы объединенного авиаотряда перебазировались в новый аэропорт. Старый аэропорт, просуществовавший с 1930 года, в 1966 году был передан спортивному клубу ДОСААФ.

21 апреля 1969 году самолетный парк Целиноградского авиаотряда пополнился первым самолетом АН-24. С получением самолетов АН-24 резко возрос объем перевозок как пассажиров, так и почты, груза. На собственном парке стали летать во многие города бывшего Союза.

С 1975 года на нашу ВПП впервые приземлился самолет ТУ-154, с этого времени был открыт регулярный рейс на самолете ТУ-154 по маршруту Алма-Ата — Целиноград — Москва и обратно.

Исторической вехой для авиаторов Акмолы (Астаны) является перенос столицы из Алматы. В сжатые сроки начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена до 3500м взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Произведены замены светосистемы и радионавигационного оборудования, построено здание VIP, реконструирован аэровокзальный комплекс.

 

С 2002 по 2005 год был осуществлен крупномасштабный международный проект реконструкции аэропорта. 2 февраля 2005 г. состоялось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала аэропорта.

 

В настоящее время Международный аэропорт Астана имеет категорию Международной Ассоциации Гражданской Авиации – IIIА, а также принимает и обслуживает воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы — Ил-76, Ан-124, Б747-400F.