9.11.2010
Airports of the World

Себастьян Шмитс (Ноябрь, декабрь 2010). Журнал «Airports of the World». Название: Новый транспортный узел в Центральной Азии. Получено: http://www.airportsworld.com/

Международный Аэропорт Астана позиционирует себя в качестве нового транспортного центра в Центральной Азии.

Так ли это, предстоит выяснить Себастьяну Шмитс.

Астана – столица Республики Казахстан, расположенная среди казахских степей, в действительности приобрела свое исключительное значение в 1997 году, когда Н. А. Назарбаевым, Президентом Республики Казахстан, было принято судьбоносное решение о переносе столицы из г.Алматы в г. Акмола, который в дальнейшем получил свое новое имя. В течение своей истории Астана (перевод с каз. – столица) по размерам была немногим больше провинциального городка, и не раз меняла свое географическое название, будучи ранее известной как — Акмолинск, Целиноград (откуда и происходит код ИАТА аэропорта — TSE) и Акмола. С 1997 года Астана интенсивно развивается и часто упоминается как Дубай Центральной Азии. Это сравнение уместно во многих отношениях, за исключением климата. С момента обретения статуса столицы, население увеличилось почти в три раза, переехали государственные учреждения, многие компании и посольства, — все это значительно повлияло на увеличение спроса на современный аэропорт, который имеет достаточный потенциал, чтобы справиться с ожидаемым ростом.

 

История

С 1 декабря 1931 года началось регулярное воздушное сообщение между Семипалатинском и Акмолинском, этот же день принято считать днем образования предприятия. В области были частые наводнения, вследствие чего аэропорт часто был закрыт.

В 1934 году маршрутная карта полетов была расширена, с целью включить несколько пунктов направлений, связанных друг с другом в непрерывной цепи.

В 1940 году аэропорт был расширен при помощи построенных дополнительных зданий. Было трудоустроено около 40 — 50 человек. Такие воздушные суда, как Лисунов Ли-2 (советская версия Douglas DC-3), также начали летать с аэропорта Акмолинска. В 1951 году впервые была увеличена взлетно-посадочная полоса, что позволило аэропорту принимать такие самолеты, как Ил-14. Примерно в то же время аэропорт получил разрешение на 24-часовое функционирование, однако, рейсов в ночное время было немного.

В 1959 году был основан Акмолинский объединенный авиаотряд, выполнявший местные рейсы. Основу авиаотряда составили самолеты Антонов-2

Вначале 60-х, на нынешнем месте был построен новый аэропорт и вскоре после этого начали обслуживаться более крупные самолеты, в том числе Ил-18, а несколько лет спустя, Ту-154.

С 1975 года, маршрут Алма-Ата (ныне Алматы) — Целиноград (ныне Астана) – Москва в основном выполнялся на воздушном судне Ту-154.

Тем временем, устаревшая посадочная площадка была передана летному клубу ДОСААФ (общественная организация по сотрудничеству с армией, авиацией и флотом).

Последние изменения

С того времени как Астана стала новой столицей Казахстана, было приложено много усилий для обновления аэропорта.

Взлетно-посадочная полоса была удлинена на 11, 484 фута (3 500 м), были добавлены и расширены рулежные дорожки, а также был значительно расширен перрон аэропорта.

Сегодня Международный аэропорт Астана (TSE) в состоянии принять самолеты всех типов и в любых условиях погоды, так как его взлетно-посадочная полоса сертифицирована категорией IIIA ИКАО. В мае 2007 года, в соответствии с заключенным договором, Аэропорт Астана был передан под управление Аэропорту Малайзии, но после двух с небольшим лет десятилетнее соглашение было прервано и TSE отныне снова находится под руководством Казахстана. В 2006 году, через двери столичного Аэропорта прошли 83 4299 пассажиров, число которых в 2009 году составило свыше 1,3 миллиона пассажиров.

Новый терминал

В феврале 2005 года был открыт новый пассажирский терминал, дизайн которого является трудом японского архитектора Кишо Курокава (в число его работ также входит аэропорт Куала-Лумпур). С тех пор обслуживание внутренних и международных рейсов осуществляется в одном здании, а старый терминал используется для офисных помещений. В 2011 году, во время проведения зимних Азиатских игр, старый терминал будет использоваться для приема международных делегаций.

Внешний вид нового терминала напоминает казахскую юрту (традиционное жилище кочевников Средней Азии), а его дизайн, где доминирует огромный зеленый купол, отличается от любого другого аэропорта, который Вы когда – либо видели.

Прибывшие пассажиры проходят все необходимые процедуры на первом этаже здания, где расположены миграционный и таможенный контроль, а также выдача багажа. Залы прилетов и вылетов располагаются на первом и втором этажах соответственно. Стойки регистрации билетов удобно расположены вблизи от места досмотра пассажиров и багажа на предмет наличия запрещенных предметов. Непосредственно за ними находятся выходы на посадку. Основная часть фасада терминала сделана из стекла, что дает преимущество наличия большого количества естественного света.

Зоны прилета, вылета и транзитные зоны расположены таким образом, что перемещения пассажиров беспрепятственны и доступны, а дистанции между ними максимально сокращены.

С точки зрения дополнительных удобств и магазинов, предложения TSE являются достаточно ограниченными, но есть несколько ресторанов и кафе, пост безопасности. Кроме того, имеются сувенирные магазины и два магазина беспошлинной торговли, компании по аренде автомобилей и касса авиабилетов. Лучший способ провести Ваше время — кроме дегустации вкусной казахской кухни — это, вероятно, доступное использование бесплатного Wi-Fi.

Авиакомпании

Доминирующей авиакомпанией является авиакомпания «Эйр Астана», названная официальным перевозчиком на время зимних Азиатских игр в 2011 году. Несмотря на базирование в г. Алматы, авиакомпания считает TSE важным центром не только потому, что это столичный аэропорт, но и потому, что здесь имеются возможности для будущего роста. Из-за ее центрального расположения в Казахстане (г. Алматы находится недалеко от южной границы РК), TSE является хорошей точкой отправления на внутренних авиалиниях. Эйр Астана предлагает рейсы из Астаны по одиннадцати внутренним направлениям, из которых одним из наиболее важных является рейс в Алматы, который выполняется на ВС Boeing 767 с широким фюзеляжем. Если говорить о международном уровне, то следует отметить ежедневные рейсы «Эйр Астана» во Франкфурт, а также рейсы в Ганновер в период весенне-летней навигации, рейсы в города Турции — Стамбул и Анталию, рейсы в Дубай, Москву и Новосибирск, а также г. Урумчи на северо-западе Китая.

В дополнение к «Эйр Астана», несколько международных перевозчиков добавили TSE в свои карты маршрутов. Список включает в себя авиакомпании «Люфтганза» с тремя еженедельными рейсами во Франкфурт с использованием воздушного судна A330 \ A340s, с 2007 г. «Австрийские Авиалинии» трижды в неделю выполняют регулярные рейсы в Вену на ВС A320s, «Турецкие авиалиний» еженедельно выполняют рейс в Стамбул, а также «Чешские авиалинии» планируют выполнять рейсы в Прагу в ноябре этого года. Как и следовало ожидать, выполняется достаточное количество рейсов в страны СНГ: «Белавиа» предлагает рейсы в Минск, «Аэросвит» четыре раза в неделю осуществляет рейсы в Киев на ВС B737. Российский перевозчик «Трансаэро» осуществляет ежедневный рейс из Москвы \ «Домодедово» на ВС B737 и B767 , авиакомпания «Россия» два раза в неделю выполняет рейсы на ВС А 319 в Санкт-Петербург. «Узбекские авиалинии» выполняют два еженедельных рейса в столицу Узбекистана — Ташкент на ВС Avro RJ85s и Ту-154. В прошлом году, начала осуществлять еженедельные рейсы в Астану авиакомпания Eithad на ВС A319.

Авиакомпания «Эйр Астана» осуществляет основную часть внутренних и международных рейсов из TSE, однако, другие казахстанские авиакомпании, такие как SCAT, также расширяют свою сеть маршрутов из Астаны. Авиакомпания SCAT предлагает два новых маршрута в Россию с еженедельными рейсами в Екатеринбург (Антонов -24), Казань (Як -42) и еженедельный рейс в столицу Грузии — Тбилиси на ВС B737.

SCAT, со смешанным парком, который состоит из российских и западных самолетов, также выполняет из TSE рейсы по внутренним направлениям. На некоторых маршрутах (Алматы, Уральск и Актау), SCAT конкурирует с «Эйр Астана», но некоторые маршруты, в такие города, как Шымкент и Тараз, выполняются исключительно данным перевозчиком. Две более мелкие, но немаловажные казахстанские авиакомпании выполняют регулярные рейсы из TSE: «Авиа Жайнар» запустила рейсы в Костанай на Ан-24, которые выполняются два раза в неделю, «Жетысу» выполняет ежедневные рейсы на Як-40 в г. Талдыкорган на юго-востоке Казахстана.

В дополнение к этому, в/из TSE осуществляются чартерные перевозки. Большинство авиакомпаний, выполняющие рейсы в различные города мира и внутри Казахстана, довольны загрузкой пассажиров. Разумеется, что существует ограничения, но город Астана продолжает свое развитие и становится все более важным политическим, экономическим и, конечно, транспортным центром Азии.

В прошлом году 1309000 пассажиров были обслужены в TSE, но терминал запланирован на пропускную мощность до 3 миллионов пассажиров, поэтому управление аэропорта усиленно работает над тем, чтобы поддерживать и развивать существующие маршруты, а также над привлечением новых авиакомпаний. Они полны оптимизма, что 2010 год будет, по крайней мере, соответствовать цифрам за прошлый год. В 2011 году Астана и Алматы будут совместно принимать престижные зимние Азиатские игры, событие, которое, конечно, вызовет значительный рост пассажиропотока.

Грузовые перевозки

В 2006 году авиакомпания «Люфтганза» перенесла техническую остановку (тех-стоп) при выполнении грузовых рейсов между Европой и Дальним Востоком из аэропорта Фербенкс на Аляске в аэропорт Астана. Данные тех-стопы осуществлялись вплоть до конца мая 2009 года. После политического давления со стороны России, в 2009 году тех. центр Люфтганза Карго вновь переехал, но на этот раз в г. Красноярск в Сибири, в результате чего аэропорт Астана остался без своего наиболее значимого грузового клиента. Сегодня TSE не имеет регулярных грузовых рейсов, однако, необходимо отметить, что аэропорт Астана обладает одной из лучших погрузочно-разгрузочных мощностей в регионе. Конкурс на технические остановки (заправка) весьма жесткий и другие крупные аэропорты, такие как Ташкент и Алматы, также привлекают больше грузовых авиакомпаний, на данный момент. Погода может быть одним из факторов — зима в Астане может длиться очень долго, иногда обледенения по-прежнему необходимы в мае, в то время как в Алматы в целом наслаждаются теплыми, солнечными днями весны. Хотя TSE часто получает зафрахтованные транспортные самолеты различных размеров, она пытается привлечь регулярных грузовых авиакомпаний (в частности, азиатских перевозчиков) для увеличения бизнеса.

Для достижения этой цели, тарифы на взлет и посадку, а также на обработку грузовых рейсов были значительно сокращены. В 2009 году было обработано 5011 тонн груза и почты, и эта цифра вряд ли будет соответствовать показателям в этом году после вывода «Люфтганза Карго». С точки зрения пассажиров, аэропорт предлагает все, соответствующие стандартам, удобства, эффективный и современный терминал является приятным пунктом для въезда, выезда или транзита. Наряду с молодой столицей, международный аэропорт Астана укрепляет свое значение в мировой авиации, и можно с уверенностью предсказать, что, в ближайшем будущем, количество пассажиров и авиакомпаний значительно возрастет, поскольку возрастает интенсивное использование аэропорта в качестве Азиатского транспортного центра.